ЧЕЙ СЛЕД? Или путешествие по Измайловскому Парку.

 

- Ой, это облако! А я не умею рисовать такого большого слона. Да нет же, это кит! А Вы нас научите рисовать кита?

В нашем тесном кругу за столом появляются и переплетаются в фантазии ребят новые и неожиданные образы, покуда я вырезаю из большого листа ватмана что-то округлое и бесформенное. Глаза горят. Т-с-с…

           Сегодня мы со Стешей, моей дочкой, катались в лесу на лыжах… 

 

На белом листе-поляне при помощи кисти и голубой акварельной краски появилась извилистая лыжня.

Цурина Ольга занятия живописью и лепкой с детьми

 Мы заехали в тихий уголок леса, где и люди редко ходят, и собаки. И вдруг я смотрю, а лыжню мне пересекает маленькая дорожка-желобок, шириной с кулачок. Кто-то натоптал ее маленькими, перепачканными в земле ножками. И по обе стороны от лыжни дорожка прячется, ныряет под снег. Интересно, кто бы это мог быть? Точно! Мышка!!!

Стали мы оглядываться, а неподалеку от нас кормушка с семечками да орешками висит на дереве, и к ней с разных сторон мышиные тропки сбегаются.  Тропки эти красивыми узорами  на снегу ложатся. И похожи они на  фигурные строчки как от швейной машинки: две лапки по бокам как два стежка и хвостик посерединке в глубоком снегу отпечатались.

Вот мышка медленно скачет, а вот испугалась кого-то, быстро поскакала, и расстояние между следами большое стало.

 

Замысловатые узоры появляются на наших полянах – мы скачем кисточками по листу как мышки по снегу.

 

               Стали мы на тропки-узоры любоваться и вдруг видим, среди них совсем иной рисунок появился, уж не мышиными лапками он нарисован, это точно…

Две задние ножки длиной с детскую ладошку вперед выпрыгивают, две передние маленькие сзади отстают. 

 

Попрыгали мы с ребятами кисточками по своей заснеженной поляне на листе бумаги и тут же догадались: точно, это белочка!

 

- А может зайчик?

- Нет это не зайчик. Следы зайчиков мы по всему лесу потом много встречали. И большого зайца – он далеко прыгал и глубоко в снег проваливался. Но он оставлял довольно крупные следы, и здесь на нашем листе они не поместятся.  А было много маленьких. Так они хитро по лесу петляли – и вперед, и вбок, и назад по своему же следу. А вдруг раз и след пропал! Как сквозь землю провалился. Что же он под снег как мышка залез? Нет. Вон он сиганул как далеко. Всех обманул! И дальше поскакал.

 

Заячьи следы с трудом умещаются у нас на листе. А хочется их по-настоящему нарисовать в полный размер, чтобы потом в лесу не перепутать, где заяц пробежал, где мышка, а где белочка.

 

Вот зайка сел. И передние лапки спереди поставил. Он здесь верхушки  на молоденьких деревцах погрыз, зубками ровненько как ножом срезал. А еще на память о себе эдакие бусинки-горошки оставил, догадались что это?)))

- А почему зайцев не видно в лесу?

- Они когда опасность чуют, замирают и сидят тихо-тихо в траве или на снегу, совсем не шелохнутся, сольются по цвету с лесом, мы их и не замечаем. И только если совсем-совсем близко подойти, он взметнется и убежит.

 

Нам всем хочется попробовать замереть и стать невидимыми как зайки.

 

- А следы птичек вы видели?

- Конечно!

 

Мы рисуем на нашей поляне узоры, оставленные лапками разных пташек, больших и маленьких.

 

А еще мы видели еловую шишку, воткнутую в расщелину в коре дерева. Как вы думаете кто ее туда положил? Это дятел шишку крепко в дереве закрепил, чтобы удобнее было семечки из нее клювом извлекать.

- А лису?

- Лисьих следов мы не встретили, а все равно давайте их с вами нарисуем!

 

И рядом с заячьим следом ровной строчкой побежал изящный след от лисьих ножек.

творческие занятия с детьми

А потом мы поехали вдоль речки Серебрянки и следы ласки повстречали.

 

Ляля (воспитатель) с удовольствием подключается к процессу и рисует следы ласки, а потом еще маленького кабанчика. Вот такого узора нам не хватало на нашем голубом ковре, этим мы и завершим нашу композицию. Видели мы в тот день еще много разных следов, но про них уже в следующий раз, нам нужно еще многое с ребятами успеть сегодня.

 

Сколько еще по лесу следов разных петляет, но про них уже вам Ляля на прогулке   расскажет. А у Ляли мама такая замечательная, она про природу все-все-все знает, и с детьми и взрослыми ходит в парки, ездит в далекие путешествия по заповедникам, показывает и рассказывает про разные растения, про птиц, про зверей, и про следы и голоса птичьи учит различать… И Ляля у нее многому научилась, и мы со Стешей тоже.

 

Поляна стала у нас красивая, пестрая, вроде живая, а вроде и нет. А где же сами звери и птицы? Ну, конечно, надо суметь их увидеть. Вести себя в лесу тихо, внимательно, и тогда лес оживет, перестанет прятаться от нас.

 

Есть у меня пластилин, не простой, а волшебный. А может быть даже не такой и пластилин волшебный – главное мы настоящие волшебники. В кусочке пластилина целый мир прячется, и если мы захотим, то поможем ему выйти к нам. Вот! У меня уже зайчик из пластилина выскочил! А по дороге пока бежал в улитку превратился, а улитка в кормушку для птиц, а кормушка опять в зайца)))…

 

Мой заяц уже весело скачет по поляне, ребята с нетерпением тянутся к пластилину. Передо мной лежат всего две коробки. Ребят много, и перед каждым не удастся положить полный набор. Я протягиваю детям брикеты разного цвета: кому красный, кому-то синий, Леша зеленый взял. Цвета явно не соответствовали их замыслам, в глазах недоумение. Настя возмущается:

 

- У меня что, заяц РОЗОВЫЙ будет???

- Он не розовый, - выкручиваюсь я, - просто  его вечернее солнышко красным светом осветило.

- А у меня ЗЕЛЕНЫЙ заяц сейчас получится, таких не бывает! - Леша недоверчиво смотрит то на меня, то на пластилин.

- А у тебя на зайца луна светит!

 

Мои ответы вполне убедили ребят, но все-таки я их попросила не обращать внимание на цвет, лепить как в сказке, где все возможно. А в следующий раз конечно же надо будет принести настоящий скульптурный пластилин, чтобы цвет не мешал нашим пластическим фантазиям. Детский пластилин оказался очень мягкий, скульптурки расплываются, не стоят, заваливаются, тонкие детали вылепить сложно, и еще  для детских пальчиков было бы неплохо поработать с более упругим материалом.

 

- А я не умею лепить зайчика! Научите меня, покажите как!

-Как? А какая у зайца мордочка? Вытянутая как у лисички? Точно круглая! А ушки? Да, длинные. И верно ты вылепила – на макушке собраны, а не по сторонам как у кошки.  А ноги какие? Конечно, сильные, чтобы на них быстро скакать можно было. Ну вот и заяц настоящий получился, только хвостика не хватает. И хвост как слива. 

пластилиновые зайцы

Ну вот! А ты говорила не умеешь!

- Так это Вы научили.

-Как я? Я ведь тебе даже не показывала, ты сама про зайца все вспомнила, мысленно его образ представила и слепила…

 

 

Волшебная полянаИ поскакали у нас зайцы, мыши, белки по своим следам, даже кабанчик толстенький кругленький прибежал, игру затеяли, птицами лес наполнился, щебетом. Весело в лесу. Снегирь красной грудкой на весь лес сияет. К нему дятел желна прилетел, большой черный с красной шапочкой.

 Да вдруг лиса откуда ни возьмись выскочила. Что делать? Спрятаться-то негде. Надо срочно норки сделать, кусты и деревья с густой кроной. И кормушки повесить на деревья, зимой и холодно, и голодно животным в лесу.

 

Потом еще и девочку слепили. Она бегала по лесу с саночками, песни пела, шумела, ничего вокруг себя не замечала, а звери в это время тихо в своих укрытиях сидели. Когда она устала, то уснула на своих санках под чудо-деревом. Жители лесные осмелели, опять заиграли, заскакали, защебетали. А девочка во сне видела все, что на самом деле в лесу происходило. Закружилась целая сказка вокруг нее.

Пришло время на прогулку ребятам идти, надо игру заканчивать. Дятел клювом по чудо-дереву дробь простучал, на девочку шишки посыпались и яблоко упало (у нас же чудо-дерево было, вот и яблоко на нем выросло загадочным образом))),  она проснулась, и все-все-все  быстро попрятались

до следующей сказки.

 

 

 

 

Мы пришли в гости к ребятам вдвоем с дочкой Стешей. Она как узнала, что я пойду в садик лепить и рисовать тут же напросилась со мной. Стеша тоже когда-то ходила в этот садик, прошло много лет, а нас все тянет в это удивительное место, теплое, уютное, с живой творческой атмосферой и необыкновенными умными талантливыми детьми. Так я и поместила рядом со своими  рассказами о занятиях  непосредственные впечатления дочки.

 

СТЕШИНА СКАЗКА

 

Мама пошла к деткам в садик лепить, а я за ней увязалась. Интересно же!

Перед походом в сад на лыжах накатались по солнцу, по морозцу. День в памяти отложился надолго, как яркий светлый лучик. Чьи-то следы нам постоянно лыжню перебегали - то мышиные, то беличьи, а больше всего было заячьих. Откуда их столько? и зайчат, и больших зайцев-родителей?

 Мама ничего не говорит, что с детьми будет делать, только хитро улыбается и с мыслями потихоньку собирается! Экая тайна! Мама ватман с собой берёт. Кажется, они там ещё и рисовать будут! Пришли в садик, мама бумагу разворачивает и начинает что-то вырезать. Дети с любопытством подкрадываются, приглядываются к маме. А мне и не меньше интересно, что это такое из белого листа вырисовывается. 

 Ляля объяснила деткам, что вот, пришла к нам Оля и будет с вами из пластилина лепить. По группе прошёл шёпот. Как сарафанное радио ребята тихо на ушко рассказывали друг другу: «Она будет с нами лепить…».

  Мама вырезала снежный покров из ватмана, развела синюю акварель в баночках с водой, и начала рассказывать историю. Как раз вокруг  уже сидела почти вся группа заинтересованных деток в ожидании  чуда. 

 Мама провела кисточкой по бумаге, и получилась лыжня, а по лыжне скакали следы мышки, правда одна мышка хвост поджимала, а другая за собой волочила. Их следы прерывались, мышки прыгали в норки, а потом снова, как ни в чём себе не бывало, бежали дальше. А рядом уже и белка проскакала, и зайчонок, даже кабанчик и ласка забрели, это уже Ляля подрисовала, она в следах хорошо разбирается! А я сидела, развесив уши, и дивилась, как на бумаге рождался целый мир одной краской. Потихоньку дети тоже начинали на своих маленьких листочках фантазировать и рисовать лыжни, следочки, кустики…

           - А куда же все звери подевались?» - спросила мама.

Взяла кусочек пластилина, и вдруг из её рук выпрыгнул заяц! Дети принялись заселять лес. Правда пластилин был цветной, и это их привело в огромное замешательство! 

С какой-то стати у меня будет заяц розовый?  А у меня и вовсе зелёный! Да вы что, забудьте про цвет, не отвлекайтесь на него! А вообще в природе столько цвета, один и тот же предмет на закате будет розовым, а при луне зелёным, всё может быть…  И начал наполняться лес мышами, кабанами, белками, зайцами, даже дятла со снегирём слепили.  Правда, дятел моим творением был, чёрный-чёрный, с красной шапочкой…

 В группе оказалось совсем мало мальчишек, они были очень тихими, и с какими-то умными сообразительными глазами, старательно трудились над своими поделками. Девчонки начали бурно рассказывать про свои имена. Оказалось две Насти, две Саши, три Алисы, и чтобы их различать, ребята подставляли первую букву фамилии к имени. Они так долго с восторгом рассказывали про свои имена, что я запомнила АлисуЛ, АлисуК и АлисуA. А была девочка Яна, и очень она показалась мне не похожей на других. Сильно активная, настойчивая, обидчивая. Оказалось она из детского дома.

 У ребят на этой неделе должен был быть цирк, настоящий, с ареной, с железным комплексом, кольцами, и огроменным шаром!  Представление в среду, а сейчас понедельник, всего два дня осталось! Мы сразу заметили при входе красивые разноцветные костюмы, сделанные всемогущими мамами. К ярким майкам были пришиты прозрачные ткани, как юбочки и рукавчики. Костюмы яркие, весёлые висят на вешалках и ребят дожидаются. А ребята на репетицию как раз должны сейчас идти. Так жалко сказку снежную бросать, ещё же только начали! У ребят негодование: « Мы же долепим?»

- Долепим, а пока мы посмотрим на ваше представление, - успокоила мама.

 Ляля зазвенела в колокольчик, пора идти. Алиска начала собирать всех, наверное, за главного была сегодня. Подняла с пола сандалии и строго спросила:

- Это чьё? Кто не одел?!

 Потом пристально осмотрела всех, увидела босую Сашу:

 -Саша, твоё?

-Нет…

- А где твои!?

Саша побежала в спальню искать свои туфли. Очень забавная Саша девчонка,  рот без зубов, глаза горят, и на месте не сидит, всё танцует, крутится. Я как-то и приметила её,  вот точно где-то танцами занимается! Мы потом спросили у неё. Саша ответила, что балетом занимается, и ох, как не любит его! 

Информация оказалась ложной! Ляля рассказала, что отдали Сашку на фигурное катание, а была она такой пластичной и активной ещё до этого, поэтому и отдали. Приводят её к обеду, а пол дня тренировки. Вот и не любит, маленькая ещё, а занимаются с ними там, видимо, серьёзно, и никто в игры не играет…

 На репетиции мы сидели только рты раскрыв! Номер оказался настолько сложным, и ребята иногда путались, но вытворяли настоящие чудеса! Но это уже отдельная история. А вот в группе нас ждала наша, снежная сказка.

Ох уж сколько животных налепили, каких и в полосе-то нашей, тем более зимой не водится! Но пора было уже собираться. У ребят такой график плотный: ровно в пять прогулка. Да и мы, по крайней мере я, проголодались и устали! И сказка спать пошла, а ребята гулять, с ледяной горы кататься, кидаться снежками, играть в царя горы и ждать своих мам и пап…

 

 

 

 

 

Комментарии (1)

Оставить комментарий



Яндекс.Метрика Arts.In.UA Картины, продажа Google Analytics Alternative